AZ

Самвел Меликсетян о реализации TRIPP: Изменения будут по-настоящему историческими

Историческое решение относительно «Маршрута Трампа» (TRIPP), которое было достигнуто между Азербайджаном и Арменией в Вашингтоне в августе при участии американского лидера, открывает новые перспективы, возможности и создает поле для торговых и транспортно-логистических маневров не только в границах самого региона Южного Кавказа, но и далеко за его пределами, с выходом на международные рынки.

США и ряд других партнеров охотно поддерживают данную инициативу, призванную осуществить диверсификацию энергетических путей, что окажет существенно положительное влияние на национальную экономику Азербайджана.

Что касается участия Турции в проекте, то это позволит региону преобразоваться в крупный транспортно-логистический хаб, соединяющий Европу и Азию. Кроме того, изменение экономической карты региона приведет к не менее благоприятным последствиям для Армении.

Более подробно об этом Minval Politika рассказал армянский специалист в сфере логистики, ассоциированный эксперт Центра исследований политики безопасности Самвел Меликсетян.

— Недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в Копенгагене он переговорил с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым по «Маршруту Трампа» и они пришли к выводу, что быстрее всего удастся построить линии электропередачи и газопровод. Как Вы оцениваете ход реализации этого проекта с точки зрения именно такого подхода? Какие в этом плюсы и будут ли препятствия?

— Подход, согласно которому вначале могут быть построены газовые и электрические коммуникации, связывающие основную часть территории Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой, является разумным, поскольку строительство подобных коммуникаций является менее затратным как по времени, так и по продолжительности, нежели строительство железной дороги. Оно также имеет меньшие ограничения, накладываемые географией на строительство железной дороги.

Помимо этого, для строительства армянского участка железной дороги (если опустить правовые вопросы, связанные с созданием организации-оператора TRIPP) требуется завершение азербайджанского участка, что физически будет возможно в конце следующего года, как это следует из заявлений азербайджанских официальных лиц.

Заявление премьера Армении о том, что к середине 2026 года можно ожидать завершения согласования правовой базы TRIPP, а к концу года — приступить к строительству железной дороги, вполне синхронизируется с завершением азербайджанского участка до Агбенда.

Для начала строительства иных коммуникаций (газопровод, линии электропередачи, кабель) подобные технические ограничения отсутствуют. Соответственно, как только будет согласована правовая база и будет создана компания-оператор, уже к середине 2026 года можно приступать к строительству. Уверен, что с решением правовой части вопроса иных препятствий к реализации этих проектов нет и все это, помимо экономической части, еще и важный шаг в сторону постепенного укрепления доверия между сторонами. Для Нахчыванской Автономной Республики связанные с этими изменения будут по-настоящему историческими.

Кроме того, полагаю, что Армения также заинтересована в восстановлении прямых газовых коммуникаций с Азербайджаном и вне рамок TRIPP. Мое мнение заключается в том, что не стоит зацикливаться на одном TRIPP, поскольку есть возможность развития контактов и восстановления коммуникаций также в двустороннем — Армения-Азербайджан — и трехстороннем формате – плюс Турция/Грузия.

Известно, что в советское время магистральный газопровод попадал в Армению из Газаха и далее шел в Ереван, откуда одна из ветвей газопровода направлялась в сторону НАР. Для соединения магистрального газопровода, который проходит по северо-востоку Армении — в нескольких км от границы с Азербайджаном, и азербайджанских магистральных линий в Газахской зоне и сейчас требуется совсем немного затрат.

Помимо газопровода, соединение электрических сетей Армении с Азербайджаном позволит завершить объединение электрических сетей всего Южного Кавказа, поскольку электросети Армении и Грузии уже объединены, что позволяет стабилизировать всю систему. Можно добавить, что в ходе контактов армяно-турецкой комиссии по нормализации также обсуждается идея соединения электросетей двух стран.

— За счет каких средств будет реализовано строительство газопровода и проложены линии электропередачи?

— Строительство всех коммуникаций на территории Армении в рамках TRIPP будет осуществлено на средства, которые компания-оператор будет иметь в виде своего стартового капитала и привлечет в виде инвестиций. Вашингтонские соглашения позволяют сделать этот механизм инклюзивным и потенциально привлечь большое количество заинтересованных инвесторов из всех стран. Вероятно, что к этим инициативам проявят интерес страны ЕС, Персидского залива, Центральной Азии, Турция и другие. По взаимному согласию армянской и американской сторон эти инвесторы могут стать акционерами TRIPP.

— Каким будет профит Армении от транзитной транспортировки нефти, газа, электроэнергии и других ресурсов, которые в перспективе могут появиться на данном маршруте?

— Следует полагать, что армянская сторона, имея свою долю акций компании-оператора TRIPP, безусловно, будет получать также долю прибыли от всех экономических операций, осуществляемых ею. И, безусловно, чем больше объемы и виды перевозок и коммуникаций, тем больше будет прибыль всех участников процесса, включая Азербайджан.

В этом контексте активизация контактов США в формате 5+1 со странами Центральной Азии может сыграть историческую роль для всего региона, позволив, наконец, реализовать проект Транскаспийского газопровода.

Здесь также важно отметить, что при всех коммуникационных проектах между Центральной Азией, Азербайджаном, Турцией и далее европейскими странами, северная часть территории Армении является кратчайшим и наиболее безопасным из всех возможных коммуникационных линий на Южном Кавказе. Следовательно, чем больше коммуникаций, тем более выгодной будет транспортировка по территории Армении как для соседних стран, так и самой Армении.

Установление мира между Арменией и Азербайджаном — это важный политический капитал, который может способствовать превращению Южного Кавказа в предсказуемый, надежный и кратчайший маршрут по коммуникационным проектам линии Запад-Восток (Срединный коридор, Один пояс- один путь, Глобальные ворота и др.).

— Как будет осуществляться управление армянским участком, поскольку существующей железнодорожной инфраструктурой Армении управляет ЮКЖД?

— Договор о концессии между Российскими железными дорогами и Арменией с созданием дочерней компании в виде ЮКЖД предполагал в качестве концессионных активов действующую и эксплуатируемую на момент передачи концессии (2008 год) инфраструктуру Армянских железных дорог. В этот период мегринский участок уже давно не функционировал, следовательно, не относится к концессионным активам данной компании.

Более того, согласно договору о концессии, даже та часть железных дорог Армении, которая относится к концессии ЮКЖД, не подчинена тарифной политике данной компании, если по ней перевозятся товары стратегического назначения или же международные перевозки в Армению или из Армении, которые регулируются международным соглашением страны.

Например, уже сейчас при восстановлении нескольких километров железной дороги на участке Ерасх-Садарак технически возможно открытие железнодорожного сообщения между Баку и НАР через Грузию и Армению (Баку-Тбилиси-Ванадзор-Гюмри-Ерасх-НАР). В таком случае, если перевозки будут осуществляться в рамках официального армяно-азербайджанского соглашения, ЮКЖД не может установить свою тарифную политику или чинить какие-либо препятствия данному процессу.

Seçilən
61
50
minval.az

10Mənbələr