Между Баку и Тбилиси возникла некоторая напряженность. Если до этого в медиа обсуждался вопрос азербайджанских водителей, которые по непонятным причинам «застряли» на грузинском таможенном пункте, то в этот раз картина пополняется еще более странным для двух дружественных стран эпизодом – перспектива экспорта азербайджанской нефти и нефтепродуктов в Армению столкнулась с препятствиями.
Так, в рамках данного проекта с серьезной экономической выгодой и способностью значительно расширить мирное пространство в регионе в отсутствие прямого железнодорожного сообщения между двумя странами при наличии транзита через Грузию как единственного маршрута, Тбилиси поступил запрос от Баку по тарифу на участок Гардабани – Садахло.
Как писал Minval Politika, грузинская сторона предоставила тариф в размере 92 долларов США за тонну на участке протяжённостью 111 км, что составляет 0,82 доллара за тонну на километр, что в 40 раз превышает аналогичные тарифы.
В этой связи Minval Politika обратился за комментарием к политическому аналитику, автору канала «Новости Кавказа» Геле Васадзе.
По его словам, причин, по которым Тбилиси пошел на такой шаг, может быть множество.
«Возможно, это просто самодеятельность чиновников среднего звена, которые хотели заработать на этом небольшом участке дороги. Но дело в том, что заработать там практически невозможно. Можно, конечно, посчитать так и закрыть эту главу, но глава не закрыта, если такие тарифы были действительно указаны. Если это так, то тогда наш министр иностранных дел должен был поговорить с послом Азербайджана, выйти на заинтересованные в этом вопросе структуры, узнать подробности того, что происходит», — считает политолог.
По его словам, «происходит полный абсурд»
«Любую систему характеризуют не ошибки, которые случаются везде, а реакция на эти ошибки. А реакции мы пока не видим, поэтому будем наблюдать. Если последствия будут оперативно устранены, то и осадка не останется. А если нет, то проблема уже системная», — уверен эксперт.
Раньше, указал Васадзе, все было иначе: «Когда времена были хорошие, министры, главы районных администраций, начальники таможенных управлений и департаментов могли напрямую связаться друг с другом. То есть была связь не только между главами государств. Сейчас нет оперативного реагирования. Скажу больше — при тех условиях, что были раньше, такой ситуации бы даже не возникло. Люди, занимающиеся вопросами тарифов, должны были созвониться и решить все детали».
Также аналитик не исключил вмешательства в этот вопрос третьей стороны.
«Допускаю такой сценарий. Версия скверная, но никто не может сказать, что ее не может быть. Если это так, то нас ждут не очень хорошие времена. Это означает, что Москва решила использовать Грузию в качестве инструмента против Азербайджана», — сказал политолог.
Говоря о том, что Тбилиси следовало бы руководствоваться интересами грузинского государства, Васадзе отметил: «Мы сейчас имеем дело не с властями, которые представляют Грузию, а с властями, которые представляют менеджмент и бизнес-корпорации».
«Интересы бизнес-корпораций не совпадают с интересами государства. Тут также имеет место, в том числе давление со стороны третьего государства. Эти круги руководствуются другой логикой. Поэтому я уверен, что проблема будет решена в кулуарах, а не публично. Вопрос обязательно разрешится, поскольку это важно не только для бизнес-корпораций, но и для государства, а такая ситуация создает очень серьезные риски. И эти риски исходят не из Баку, а из Москвы. Менеджменту стоит задуматься и принять соответствующее решение», — убежден эксперт.
Комментируя молчание официального Тбилиси на этот счет, аналитик подчеркнул, что Тбилиси не реагирует публично, «а что происходит в кулуарах, мы не можем знать».
«Проблемы между Грузией и Азербайджаном есть, и они уже перешли в публичную сферу, что очень скверно», — добавил он.
«Если руководствоваться интересами Грузии, то этот вопрос можно было решить очень красиво – Грузия могла бы сказать, что это своего рода ее вклад в мирный процесс. В таких случаях надо руководствоваться лишь интересами государства. Правда, непонятно, насколько сильно будут давить на Грузию из Москвы, какие будут приводится аргументы и т.д. Но с большей долей вероятности, это давление исходит именно оттуда», — заключил Васадзе.