Президент России Владимир Путин на прошлой неделе сделал очередное заявление по поводу планов Кремля восстановить СССР. В интервью телеканалу India Today он заявил, что Россия не стремится к восстановлению Советского Союза, такие планы отсутствуют и не имеют смысла: «Нет, конечно, нет. Это исключено. Это просто бессмысленно», — заявил российский лидер, отметив, что попытка воссоздать Советский Союз была бы иррациональной, поскольку в современных условиях подобный шаг радикально изменил бы национальный и религиозный состав Российской Федерации.
Интересное, что и говорить, заявление. Особенно на фоне всей той «организованной ностальгии по СССР», которая сегодня раскручивается в России и под влиянием России – в соседних с ней странах, которые московские державники продолжают считать «ближним зарубежьем». Недавние задержания «активистов», которые пытались 7 ноября устроить марш под советскими флагами и для кого аренда офиса оплачивалась «иностранным государством», — пример показательный. Как и недавние события в Имишлинском районе Азербайджана, где тоже нашлись свои любители портретов Сталина и Георгиевских ленточек и чья активность сегодня уже стала вниманием следствия в рамках «дела Рамиза Мехтиева». А уж об информационной активности в СМИ и социальных сетях и говорить нечего. Активность такого масштаба не может быть развёрнута исключительно «силами самодеятельности». И уж точно требует объяснения, каким образом депутаты Госдумы, представляющие правящую «Единую Россию», выступают с заявлениями, что СССР вообще «юридически ещё существует», и их никто не торопится одёргивать. Представить себе, что кампания такого масштаба идёт без отмашки и даже вопреки воле Кремля, честно говоря, непросто. На фоне нашумевших заявлений того же Путина «границы России нигде не заканчиваются» – тем более.
И, наконец, изрядную пищу для размышлений даёт украинская война, где уже в самые первые дни боевых действий российская бронетехника двигалась по украинским дорогам не под российским триколором, а под флагом СССР. Подобные «игры» с государственной символикой в армии просто не могут быть случайными.
Впрочем, если уж быть до конца откровенными, мы все помним российские заверения на разных уровнях, вплоть до самого высокого, что у Москвы нет планов, например, захватывать Крым. Такие же иронии звучали ещё в ноябре 2013 года. А весной 2014 года в Крыму появились те самые «вежливые зелёные человечки», «народные губернаторы» и т.д. Причём, судя по многим признакам, подготовка к «крымнашу» началась ещё до украинского Майдана. Точно так же аудиторию уверяли, будто бы у Москвы нет планов воевать с Украиной. Сергей Марков высказался на этот счёт предельно чётко, о чём уже рассказывал Minval Politika: «…Россия в декабре 2021 и январе 2022 годов заявляла, что не планирует вторжение на Украину. Такова стилистика современного мира. Правду врагам не говорят».
Но самое важное – в другом. Именно в отношении Украины был создан показательный прецедент. Россия, напомним, просто взяла и включила в свой состав четыре области Украины – Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую. Дело даже не в том, что ни одну из них она не контролирует полностью, а в Херсонской и Запорожской — вне её контроля областные центры. Важно другое. У Кремля было сколько угодно возможностей привести к власти на этих территориях промосковское правительство во главе, например, с Януковичем или Азаровым, сколотить там этакую «правильную», с его точки зрения, Украину и объявить именно это «правительство» законным и легитимным. Но ничего подобного Москва делать не стала. Украинские территории просто включили в состав России, никак не обозначив их «украинский» статус. Из чего уже следует вывод: в Кремле намерены возрождать не СССР в его прежнем виде, а «раздвигать» границы России до границ бывшего СССР.
Более того, весьма показательно и другое заявление российского президента – что восстановление СССР радикально изменило бы национальный и религиозный состав населения Российской Федерации. Проще говоря, в таком случае в составе возрождённого СССР оказалось бы слишком много, с точки зрения Кремля, лиц «неславянской национальности» и «неправославного вероисповедания». Получить в своём составе десятки миллионов «гастарбайтеров» Кремлю не хочется.
Это, конечно, ценная информация — рассматривают ли Россию в Кремле как многонациональное или как сугубо «русско-православное» государство. На фоне последовательных попыток удалить из системы образования национальные языки, назначения в регионы московских «варягов», что было впервые опробовано на примере Дагестана, картина получается вполне понятная. Намеренно воздержимся от едкой иронии — собирается ли Москва, восстановив границы СССР, повторять и «советские» методы решения проблемы «неугодного» населения. А это и массовые депортации целых народов, в том числе азербайджанцев из Ведибасара, крымских татар, северокавказских тюрок и вайнахов, и «голодный геноцид» казахов, и украинский Голодомор. Просто отметим другое: территории и ресурсы стран бывшего СССР российских «державников» очень даже интересуют, а вот их население только мешает.
А это тоже пища для размышлений, какие планы в действительности стоят за «сектой вкусного пломбира» и размахиванием георгиевскими ленточками. Даже если в Кремле «правду врагам не говорят» и уверяют, будто бы планов восстановления СССР не существует.