EN

Что стоит за историческим решением в Ташкенте

Седьмая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии в Ташкенте, в ходе которой было подписано историческое соглашение о вступлении Азербайджана в формат в качестве полноправного члена, ещё долго будет предметом обсуждения в экспертных кругах.

О том, что прежний «5+1» превращается в «6», в политических и экспертных кругах говорили уже давно. Но теперь всё получило официальное оформление. И если политическое оформление уже завершено, то геополитические результаты только начинают раскрываться.

Можно навскидку перечислить множество, скажем так, объединяющих факторов. У Азербайджана и государств Центральной Азии — огромный пласт культурных и исторических связей. Причём уходят они в глубину веков. То, что существовало в советские годы, если и не потеряло актуальности, то требует переосмысления с позиции сегодняшнего дня. Сейчас Баку, Ташкент, Астана, Бишкек, Душанбе, Ашхабад выстраивают связи уже с учётом новых реалий, новых вызовов и новых тенденций.

Прежде всего — логистика. Не зря на саммите в Ташкенте упоминали и железную дорогу Китай — Кыргызстан — Узбекистан, и Зангезурский коридор. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая в Ташкенте, подчеркнул: «За последние три года грузоперевозки по Среднему коридору через Азербайджан увеличились на 90 процентов. Время в пути по коридору значительно сократилось. Международный порт Алят, пропускная способность которого в ближайшие годы достигнет 25 миллионов тонн в год, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, 9 международных аэропортов, крупнейшая грузовая авиакомпания региона и другие факторы превратили Азербайджан в один из международных транспортных узлов».

Добавим от себя: ещё в то время, когда азербайджанские земли находились под армянской оккупацией, по инициативе Азербайджана был запущен масштабный транспортный хаб по территории Грузии, который включает и железнодорожную магистраль Баку — Тбилиси — Карс. А это значит, что страны на обоих берегах Каспийского моря уже могут развивать логистическое сотрудничество, не дожидаясь, пока TRIPP будет запущен на полный ход.

Огромное значение имеет сотрудничество в политической сфере, взаимодействие и взаимная поддержка на различных международных площадках. Наконец, хотя об этом в ходе встречи не говорилось вслух, всё большее значение приобретает военное сотрудничество Азербайджана и стран Центральной Азии. Это и совместные учения, и поставки продукции ВПК, и подготовка кадров, и многое другое. Время военно-политического благодушия в мире закончилось, вызовы и риски сегодня касаются всех, и далеко не всегда традиционные и устоявшиеся структуры могут дать нужные гарантии. Поэтому многие страны ищут новые формы и новые адреса сотрудничества. Здесь понятен интерес, который вызывает Азербайджан — наша страна, напомним в который уже раз, практически с нуля создала боеспособную армию и первой на постсоветском пространстве восстановила свою территориальную целостность и государственный суверенитет. За неделю до саммита в Баку праздновали пятую годовщину блистательной победы в Карабахе. Именно поэтому опыт Азербайджана столь ценен для государств, расположенных к востоку от Каспийского моря.

Наконец, есть и такая сторона вопроса. Азербайджан одним из первых на постсоветском пространстве выстроил по-настоящему независимый внешнеполитический курс, диверсифицировал экономику и дипломатию. Этот опыт тоже более чем востребован в Центральной Азии, которая стремительно открывается миру, выстраивает новые связи и диверсифицирует политику.

Так что у президента Азербайджана Ильхама Алиева были все основания заявить в ходе саммита в Ташкенте: «Сегодня Азербайджан и Центральная Азия являются связующим звеном, связующим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом». Отметим: эту роль страны нашего региона играли на протяжении многих веков. И сегодня геополитика во многом возвращается к историческим реалиям. Но теперь вместо караванов на Великом шёлковом пути — скоростные поезда и современные цифровые коммуникации.

Chosen
35
minval.az

1Sources