RU

«В Париже осознана бесперспективность давления на Баку» Три экспертных мнения на Caliber.Az

По всей видимости, Франция приняла решение сменить свою риторику в отношении Азербайджана и настроена на восстановление политического диалога с Баку. 
На это указывает тот факт, что в Дании на полях саммита Европейского политического сообщества впервые за долгое время состоялась встреча президентов Алиева и Макрона, причем, ее инициатором выступила французская сторона.

Что подталкивает Париж к диалогу с Баку? Какое будущее у азербайджано-французских связей после периода столь серьезного охлаждения? На эти вопросы Caliber.Az отвечают азербайджанский, израильский и белорусский эксперты-аналитики.

Так, по мнению депутата Милли Меджлиса (парламента Азербайджана), политолога Расима Мусабекова, встреча в Копенгагене, причем не на ногах, а полноценные переговоры между президентом Макроном и французской делегацией с одной стороны и президентом Алиевым и представителями азербайджанской делегации – с другой, свидетельствует о том, что холодная отчужденность и даже враждебность в отношениях между двумя странами могут остаться в прошлом. 

«Инициатива по созданию напряженности на французско-азербайджанском треке исходила от президента Макрона. Именно он пытался разыграть из себя какого-то босса на Южном Кавказе, стал указывать Азербайджану, Армении, Грузии как строить жизнь, выстраивать отношения, решать проблемы. Однако его «наставления» были категорически отвергнуты, причем не только Азербайджаном. Правительство Грузии указало Франции на ее место и неуместность попыток навязывать свои советы. Даже Пашинян вежливо выслушивал Макрона, но потом понимал, что положиться на слова этого, скажем так, любителя позы вряд ли стоит, и, несмотря ни на какие «инструкции» французского лидера, предпочел вступить в прямые переговоры с Азербайджаном», – сказал эксперт.

По мнению Мусабекова, именно путем прямого диалога Баку достиг тех успехов, которые привели к парафированию текста мирного договора. 

«Политика президента Макрона против Азербайджана провалилась. Все французские инициативы протащить в Совете Безопасности ООН какую-то антиазербайджанскую резолюцию Баку успешно обезвредил, в том числе и при поддержке государств, входящих в Движение неприсоединения», – подчеркнул эксперт. 

Он также отметил, что Парижу был нанесен ощутимый урон посредством поддержки колониальных территорий, которые Франция эксплуатирует и контролирует. 

«Все это в конечном итоге и привело к тому, что прагматически была переосмыслена французская политика, осознана бесперспективность курса давления на Азербайджан. Надеюсь, что благоразумие взяло верх, принимая во внимание интересы французского бизнеса и реакцию других государств, в первую очередь Италии, Венгрии, Румынии, Германии, Великобритании. Французский президент понял, что не сможет навязать Европе политику враждебности в отношении Азербайджана и организовать какое-то давление с тем, чтобы побудить прислушиваться к никому не нужным советам из Елисейского дворца.

На мой взгляд, встреча лидеров в Дании подвела итог эпохи азербайджано-французского непонимания и конфронтации, и, полагаю, что можно даже говорить об открытии новой страницы в наших отношениях. Азербайджан в каких-то столкновениях с Францией абсолютно не имеет никакой мотивации, но и терпеть выходки французского президента, его попытки наставлять, поучать и вмешиваться в дела Южного Кавказа не намерен», – подчеркнул политолог. 

Азербайджан очень важная страна для Франции и по другой причине: Париж пытается добраться до урана в Казахстане и Узбекистане, а его транспортировка при всех раскладах, если, конечно, французской стороне удастся наладить поставки, будет идти через Азербайджан.

«Полагаю, что в Париже отдают себе отчет в сложившейся ситуации. Из Африки Францию выставили, у России покупать урановый концентрат Пятая Республика не может, остается Центральная Азия, для прочных связей с которой нужно иметь хорошие отношения с Азербайджаном. Все это, думаю, взвешивается и тоже влияет на нормализацию французско-азербайджанских отношений. Во всяком случае, если прежнее доверие реанимировано не будет, определенный уровень цивилизованных отношений восстановить можно», – резюмировал Р.Мусабеков.

В то время израильский журналист и публицист, глава комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислав Гольцман отметил, что французскую сторону можно только поздравить с осознанными шагами в направлении нормализации отношений с Азербайджаном. 

«Мы помним, как совсем недавно Париж проводил курс на обострение отношений с Азербайджаном, причем, оно было абсолютно искусственным. После победы Азербайджана в 44-дневной войне и восстановления территориальной целостности страны стало ясно, что конфликт завершен, и в Ереване осознали, что, если они желают идти путем мира, то не надо выдумывать какие-то причины для нагнетания ситуации, и согласились на условия, ранее казавшиеся армянской стороне невыполнимыми. Таким образом, в Ереване были приняты решения, которые Париж от властей Армении не ожидал – они признали территориальную целостность Азербайджана и дали согласие ради мира пересмотреть положения армянской конституции. Вследствие это Париж начал понимать, что совершил ошибку, создавая напряженность в отношениях с Азербайджаном», – сказал политолог.  

Он подчеркнул, что за последнее время Пятая Республика в целом допустила много внешнеполитических просчетов, а на процесс налаживания отношений с Баку повлиял целый ряд факторов, в том числе и внутриполитическая ситуация во Франции.

«Нужно обратить внимание на результаты опросов общественного мнения. Популярность Макрона стала катастрофически падать, и это подвигло французского лидера на некий пересмотр своих политических амбиций и стратегий», — подчеркнул эксперт.

Политолог также отметил, что после парафирования мирного соглашения, что было подкреплено гарантиями президента Трампа, ситуация перешла в юридическую плоскость. 

«Сейчас каких-то причин для конфронтации между Францией и Азербайджаном просто нет. Парижу следует признать ситуацию свершившихся фактов, то, что статус Азербайджана на международной арене изменился — позиции страны усилились. Так что, надо заканчивать эту инспирированную Парижем неразумную историю», — заключил Ростислав Гольцман.

В свою очередь, белорусский политолог и главный эксперт Центра аналитического прогнозирования Алексей Чернов высказал мнение, что Макрон уже в который раз переоценил свои силы на выстраивание стратегии политического давления, в данном случае, на Баку. 

Избранный
0
caliber.az

1Источники