Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на посвященном 80-летию Национальной Академии наук собрании стало не просто научно-гуманитарным месседжем. Это – часть более широкого концептуального переосмысления региональной истории, происходящего на рубеже эпохи, которая уже вступила в свои права в результате восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Слова главы Азербайджанского государства о том, что на картах царской России нет озера под названием Севан, а есть озеро Гёйча и что «мы должны вернуться на свои исторические земли – не на танках, а на автомобилях», отражают идею формулы мирного сосуществования, основанной на восстановлении исторической справедливости. И тут об очень многом стоит вспомнить.
В частности, о том, что на протяжении десятилетий армянская сторона активно работала на международных площадках над формированием собственного исторического нарратива, в котором любые азербайджанские корни в Карабахе и Зангезуре отрицались или минимизировались. Этому активно содействовала армянская диаспора, создавая мифологизированный образ «исконно армянских земель», вплоть до переименования древних топонимов.
Абсолютно справедливо заявление президента Ильхама Алиева о том, что «достаточно взглянуть на карты, изданные царской Россией в начале XX века, чтобы каждый мог убедиться, что абсолютное большинство топонимов на территории нынешней Армении имеют азербайджанское происхождение». Гёйча – лишь один из примеров. Царская Россия переселила армян на нашу карабахскую землю из Ирана и Восточной Анатолии, чтобы изменить здесь этнический и религиозный состав населения. Это – бесспорный исторический факт. Глава Азербайджана всего лишь напоминает о нем, формируя четкий тезис: культура географических названий – часть исторической памяти и доказательство изначального присутствия азербайджанцев.
Важно подчеркнуть, что нынешнее заявление главы нашего государства – не новое по сути. Это – продолжение озвученной им еще ранее позиции: возвращение азербайджанцев на свои земли в Зангезуре. Ильхам Алиев не раз прямо говорил о том, что азербайджанцы должны иметь возможность вернуться в западные районы исторического Восточного Зангезура, откуда они были изгнаны в разные периоды XX века.
Таким образом, речь не о пересмотре границ, а о восстановлении прав людей на свободное проживание и доступ к своим культурным корням. И в этой связи глава нашего государства справедливо отметил следующее: «Азербайджанцы никогда не были заражены болезнью сепаратизма. Наш народ всегда вносил вклад в государственность стран, в которых он проживает, и сегодня азербайджанцы ни в одной стране не создают и не будут создавать проблем ни для какого государства, ни для какого другого народа».
Это – прямая антитеза пропаганде, утверждающей миф о «генетической несовместимости армян и азербайджанцев». Данный миф стал идеологическим «обоснованием» для оккупации азербайджанских земель со стороны Армении, насильственного изгнания азербайджанцев не только из Армении, но и из временно оккупированных территорий нашей страны.
Но те времена остались в прошлом. Показательно, что и представители официального Еревана все чаще критикуют устаревшие исторические догмы. Так, премьер-министр Никол Пашинян неоднократно заявлял, что армянам нужно отказаться от политических мифов, включая миф об «арцахе», который стал идеологическим фундаментом для многолетнего конфликта и трагедий.
Пашинян открыто говорил о необходимости готовить общество к будущему без вражды, где армяне смогут ездить в Азербайджан, а азербайджанцы – в Армению. И работа в этом направлении уже идет. В частности, недавно состоялся визит группы представителей азербайджанского гражданского общества в Ереван, который был встречен не радикальными протестами, а именно тем, чего долго не хватало региону – интересом к диалогу.
Данное событие можно рассматривать как эксперимент доверия и подготовку к эпохе свободных контактов. Параллельно развивается и межгосударственная дипломатия – обсуждаются мирный договор, транспортная логистика, новые коммуникации. То есть формируется архитектура нормализации. Это то, что стало возможным благодаря устранению главной проблемы – оккупации наших земель со стороны Армении. И теперь пора уже перейти к следующему этапу отношений между двумя странами и народами.
В этой связи напоминание об истинном названии озера Гёйча – не просто вопрос научной точности. Это – мягкая форма заявления о праве азербайджанцев на связь с этими территориями. Причем право мирное, человеческое, культурное. Ведь президент Азербайджана четко заявил, что не будет никакого силового сценария, а будет только мирное возвращение с багажом культуры, знаний и экономики, и такое развитие событий есть вклад в добрососедство, а не в его разрушение.
Такой подход противопоставлен реваншистским силам, которые продолжают разжигать страх в армянском обществе, утверждая, что азербайджанцы якобы стремятся к захвату Армении. Но глава нашего государства ясно дает понять: угрожать процессу могут только те, кто построил свою идентичность на ненависти. И очень хочется верить, что нынешняя мирная тенденция укрепится. Тогда Южный Кавказ может впервые за много лет стать регионом реальных связей, торговли, культурного обмена. И линии на картах перестанут быть линиями раздела, а озеро Гёйча станет местом, куда азербайджанцы смогут возвращаться, не теряя чувства дома.