AZ

Между словами и границей Торопливость Еревана, принципиальность Анкары

После исторической вашингтонской встречи активизировалась также и армяно-турецкая повестка. На это указывают, в частности, полные оптимизма заявления, которые в последнее время озвучивают представители армянского руководства на различных площадках, а также визиты турецких официальных лиц в Ереван. 

Так, на этой неделе премьер-министр Никол Пашинян дважды выступал с полными надежд месседжами по этой теме. В ходе дискуссии «На перекрестке лидерства» в рамках 8-го Парижского форума мира он, в частности, заявил следующее: «У нас очень позитивный диалог с Турцией. Думаю, что установление дипломатических отношений с Турцией и открытие границы — лишь вопрос времени, поскольку сейчас нет существенных препятствий. Полагаю, мы приближаемся к моменту, когда у нас будут полноценные дипломатические отношения, открытые границы, экономическое и политическое сотрудничество, и мы будем нормальными соседями. Верю, что этот момент приближается, он наступает, этот момент наступит скоро. Но я не могу сейчас сказать точно, когда».

Аналогичный посыл прозвучал и в заявлении армянского лидера на международном форуме «Орбели: построение мира и многостороннего сотрудничества» в Ереване. В очередной раз отметив, что нормализация отношений между Ереваном и Анкарой, установление дипломатических отношений и открытие границы – вопрос времени, премьер не преминул подчеркнуть, что пригласил президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Ереван на саммит Европейского политического сообщества, и выразил надежду, что приглашение будет принято, напомнив также о своих визитах в Турцию.

«Я два раза посещал Турцию, в том числе с рабочим визитом», – сказал Пашинян, отметив, что в последние годы довольно часто встречается с турецким лидером.

Действительно, в 2023 году Пашинян присутствовал на инаугурации Эрдогана, а в июне 2025-го посетил Стамбул по приглашению турецкого президента. Данную встречу спикер армянского парламента Ален Симонян охарактеризовал как историческое событие, заявив, что это «первый визит руководителя Армении в Турцию на подобном уровне». 

Безусловно, открытие армяно-турецкой границы может принести и достаточно весомые экономические дивиденды, о чем говорят и эксперты. Так, в преддверии сентябрьского визита спецпредставителя Турции по нормализации армяно-турецких отношений Сердара Кылыча в Армению директор международного исследовательского центра TEPAV Мурат Эрсавджи в интервью TRT World отметил, что «если оба государства откроют пограничные ворота, то это приведет к значительному экономическому возрождению приграничных регионов обеих стран».

И действительно, в центре переговоров Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна находились вопросы увеличения объема авиасообщения между странами к лету 2026 года, а также стороны договорились провести техническое исследование восстановления и запуска железнодорожной линии Гюмри – Карс и линии электропередачи. Кстати, Армения и Турция договорились об увеличении числа авиарейсов между двумя странами, о чем сообщил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на форуме «Орбели-2025: построение мира и многостороннего сотрудничества». По его словам, рейсы будут осуществляться не только из Турции в Ереван, но и в Гюмри.

В контексте армяно-турецкого урегулирования следует отметить и то, что в этом процессе очень сильно заинтересована армянская община Турции. Данный факт накануне подтвердил и Патриарх Константинополя архиепископ Саак Машалян. В интервью журналистам, прибывшим из Армении в Стамбул, он озвучил положительный настрой армянской общины Турции вокруг турецко-армянской нормализации.

«Армяно-турецкие отношения были настолько напряженными в течение последних 100 лет, что само слово «армянин» здесь было равнозначно ругательству, как и в Армении слово «турок». Поэтому, если эти отношения будут нормализованы, это снимет с наших плеч самое тяжелое бремя», – сказал Машалян.

Тем не менее, несмотря на подвижки в направлении открытия границы, турецкая сторона в данном вопросе придерживается русла осторожного оптимизма. В основе такого подхода лежит позиция Анкары, заключающаяся в том, что нормализация турецко-армянских отношений возможна лишь после установления окончательного мира между Арменией и Азербайджаном. И это – неизменная константа турецкого политического вектора, подтвержденная временем: госграница между двумя странами закрыта с 1993 года именно по инициативе Анкары.

После 44-дневной войны, в которой Азербайджан одержал блестящую победу и освободил свои земли от армянской оккупации, позиция Турции не изменилась: турецкие власти вновь неоднократно подчеркивали, что турецко-армянское урегулирование возможно лишь при условии выполнения Ереваном требований Баку в рамках мирной повестки. Подтверждением этому служит, в частности, и заявление главного советника президента Турции Чагры Эрхана на VII политическом форуме ADA на тему «К новому мировому порядку», состоявшемся в Карабахском университете. 

«Действия Анкары по нормализации отношений с Ереваном связаны с выполнением Арменией условий Азербайджана по подписанию мирного договора», – сказал он.

В этом контексте уместно отметить, что накануне в российских медиа прошла любопытная информация, отражающая последовательность позиции Турции в вопросе армяно-турецкого урегулирования.
 
«На данный момент речь идет о нормализации отношений, а не о конкретном открытии границы. Этот вопрос будет зависеть от хода процесса, конкретных сроков пока нет», – пишут СМИ РФ со ссылкой на турецкий источник. 

Seçilən
5
caliber.az

1Mənbələr