RU

Слуховые галлюцинации, или Все-таки дипломатия – великая сила Размышления Эмина Галалы

В преддверии встречи в Вашингтоне мировые лидеры, которые примут участие во встрече президента Трампа с президентом Зеленским, устремились в Вашингтон. Правда, не до конца ясно, когда и как они примут в дискуссиях участие (скорее всего, уже после двухсторонней встречи), но они летят. Выразить поддержку и прочее. А до вылета они делают заявления.

Что они заявляют? О, много благодарности президенту США за роль в процессе мирного урегулирования. Приверженность участников процесса, которые соберутся в американской столице сегодня, поиску компромиссов. И так далее, и тому подобное. Это то, что мы слышим.

Но если говорить о том, что нам слышится (улавливаете разницу?), то можно без труда понять, что лидеры европейских стран хотели бы сказать совсем другое. Что именно? А то, что они в ужасе от решений и поступков американского президента. Что они еще не пришли в себя после красной ковровой дорожки для президента России на Аляске. Что, будь их воля, они бы сгребли хозяина Белого дома в охапку, встряхнули бы его хорошенько и наорали бы на Дональда как следует: мол, ты чего, мужик? С дуба рухнул? Да вот только не их воля.

Воля его — Трампа. Поэтому и приходится фильтровать базар и прятать возмущенье и гнев за вкрадчивыми дипломатическими формулировками о солидарности, приверженности, уверенности и прочем. Которые звучат не просто как дипломатически завуалированные заявления, а прямая противоположность реальным эмоциям и мыслям тех, кто их произносит. Слуховые глюки.

Вернемся к господину Трампу. Для украинцев и европейцев он рухнул не только с дуба. А и с гораздо более высокого дерева (секвойя, хотя и эвкалипты тоже бывают ого-го). Несмотря на массированные попытки выстроить разного цвета линии, за которые Трамп не должен был заходить (для этого проводились многочисленные конференц-коллы и прочие формы челночной полуночной дипломатии), он перекроил карту украинского урегулирования. Никакого перемирия, полномасштабное мирное соглашение плюс «НАТО не надо».   

Для знакомых с покером читателей не составит труда провести параллель между Дональдом Трампом и «wild joker»-ом. Примечательно, что «вайлд джокер» можно перевести как «палочка-выручалочка», «темная лошадка» и «непредсказуемый фактор», и даже как «безумный шутник»! И каждый из этих эпитетов подходит с точностью до миллиметра.

Европейские политики в тупике. Нет, они тоже мастера блефа и покерно-беспристрастных масок, умеющие и повышать ставки, и уходить в пас. Но играть в игру, правила в которой параллельно раздаче карт пишет самоназначенный крупье (хотя эту роль никто особо не оспаривает), они не привыкли. В такую игру почти никто никогда не играл. Слишком уж она непредсказуема. 

В этом контексте нельзя еще раз не подчеркнуть наше достижение в решении, казалось бы, нерешаемой проблемы Карабаха. Сейчас это уже кажется немыслимым, но представим себе статус-кво начала 2020 года при очередной эскалации на линии соприкосновения. И Дональда Трампа, полного решимости закрыть вопрос. Недопустимость изменения границ силой уже не та священная корова, которая никем хотя бы официально не оспаривалась. Выбор «вечный мир на Кавказе взамен признания Карабаха арцахом» мог быть вполне себе реальной дилеммой для Азербайджана, помня о том, кто мог бы потенциально лоббировать такое решение – сам крупье! Но история не терпит сослагательного наклонения. Потому что в исторические моменты появляются исторические личности, принимающие решения, как и бремя ответственности за их выполнение.

Вернемся к Трампу. Мы привыкли, что в фразе «умом не понять, аршином не измерить» фигурировала Россия. Но в наши дни в этой роли все чаще и чаще США. И самое шокирующее в том, что эта американская стратегия работает — от тарифов до прекращения конфликтов. И пусть отброшены на пятые и даже десятые роли когда-то незыблемые столпы этих процессов — ООН, например, и пусть огромное количество критиков находят огромное количество изъянов и недостатков в том, как и что конкретно делается, — корабль плывет, подминая под себя невовремя оказавшиеся на его пути суда поменьше и вынуждая других мореплавателей стремительно убираться с пути круизного ледокола-авианосца, одновременно выполняющего роль подводной лодки и нефтетанкера-сухогруза.

Избранный
16
37
caliber.az

10Источники