Только успели стихнуть волнения, связанные с известными заявлениями Дональда Трампа относительно Канады, Гренландии и Панамского канала, как американский президент всколыхнул мир новым вызовом. На этот раз он озвучил ряд заявлений по поводу своего стремления вернуть под контроль Штатов военную авиабазу Баграм в Афганистане.
Сначала он обмолвился об этом во время государственного визита в Великобританию. Выступая на пресс-конференции в Лондоне, Трамп акцентировал стратегическую важность авиабазы. «Мы прилагаем усилия, чтобы вернуть Баграм. Эта база нам необходима. Одной из ключевых причин является ее расположение — всего в часе от места, где Китай занимается производством ядерного оружия», — заявил президент США.
Уже эта цитата достаточно информативна, так как в ней содержится видимая причина американцев вернуться в Афганистан, а именно, пресловутая «китайская угроза». Если посмотреть на карту, то Афганистан в целом расположен не очень далеко от Китая (уж гораздо ближе, чем США), а если быть точнее, то имеет с ним не очень протяженную, однако сухопутную границу. А авиабаза Баграм как раз находится в северной части страны, то есть близко к китайской границе, и более того, к той области Китая, в которой действительно имеется как ряд ядерно-испытательных объектов, так и десятки шахт для запуска ракет с ядерными боеголовками — Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Впрочем, дело тут не только в контроле за китайскими ядерными объектами, а в целом в стремлении иметь некий штаб посреди узловых коммуникаций и конфликтов Евразии. Стремление Штатов вернуться в Афганистан эксперты связывают с ростом напряжённости вокруг Ирана, а главное – с формированием стратегического союза России, Китая и Индии. Вашингтон вновь рассматривает Афганистан как точку опоры для влияния в той части Азии.
Авиабаза, построенная при помощи СССР в 1950-х, два десятилетия служила ключевым центром американских операций, пока президент Байден не решил вывести военный контингент в 2021 году. По мнению аналитиков, возвращение американцев на базу дало бы США возможность проводить разведку и наблюдение за ситуацией в Южной, Центральной и Западной Азии, использовать ее для переброски авиации и дозаправки.
Китайские СМИ называют инициативу Трампа «геополитически чувствительной». В Пекине опасаются, что военное присутствие США дестабилизирует регион и осложнит проекты в рамках программы «Один пояс – один путь». Афганистан с его коридорами и транспортными маршрутами давно рассматривается как стратегическое звено для Евразии.
Мнения экспертов относительно вероятности возвращения американцев на Баграм разнятся. Одни считают заявления Трампа импульсивными и не связанными с четкой стратегией, другие же, напротив, допускают высокую вероятность того, что США могут договориться с талибами при условии, что Баграм станет удобной точкой разведки, но не плацдармом для вторжения.
По данным американских СМИ, переговоры с талибами уже начаты спецпосланником Адамом Белером, однако представители Кабула пока отвергают возможность военного присутствия иностранцев. Советник главы МИД Афганистана Закир Джалали напомнил: «Мы можем строить экономические и политические отношения, но военные базы исключены». Генштаб также заявил, что присутствие даже одного американского солдата «неприемлемо». Тем не менее эксперты отмечают, что талибы могут пойти на уступки при условии снятия санкций и разблокировки счетов. В марте стороны уже договорились об обмене пленными, что дало надежду на дальнейший диалог.
Есть, впрочем, и экономический фактор, который может несколько осложнить реализацию замысла Трампа – возвращение в Баграм потребует крупных вложений на модернизацию и снабжение базы, лишённой выхода к морю.
Вернувшись с туманного Альбиона, Трамп написал в соцсети Truth Social: «Если Афганистан не вернет авиабазу Баграм, возведенную США, произойдут плохие вещи». В тот же день Трамп сообщил журналистам в Белом доме, что Соединенные Штаты ведут переговоры с Афганистаном о возвращении контроля над базой, заявив: «Мы хотим вернуть ее, и мы хотим вернуть ее скоро, немедленно. Если они этого не сделают, вы узнаете, что я собираюсь сделать».